Установлены критерии, по которым определяются объекты федерального экологического надзора

C 10.09.2015г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903, которым установлены критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Данное постановление разграничивает поднадзорность объектов: определенные в Постановлении объекты отнесены к надзору федеральных органов, иные – к надзору региональных.

Постановление Правительства учитывает категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленные в ст. 4.2. Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (введена Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ). Закон классифицирует объекты по степени воздействия на 4 категории:

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие отнесены к I категории;

  • умеренное воздействие - II категория;

  • незначительное воздействие - III категория;

  • минимальное воздействие - объекты IV категории.

До настоящего времени не утверждено Постановление Правительства, которое бы закрепляло критерии отнесения объектов к соответствующей категории.

В постановлении выделено 6 критериев отнесения объектов к поднадзорным:

  1. Территориальное расположение объекта в определенной зоне (например, в границах особо охраняемых территорий, охраны объектов культурного наследия, во внутренних морских водах и т.д.);

  2. Целевое назначение объекта - обеспечение космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;

  3. Определенная категория самого объекта, например, морские порты, объекты трубопроводного транспорта, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и т.п.;

  4. Объект оказывает негативное воздействие на окружающую среду и относится к объекту I категории; объекты, отнесенные ко II категории, будут отнесены к поднадзорным с 1 января 2019 года;

  5. На объекте используется определенное оборудование (ядерные установки, радиационные источники; оборудование для графитизации или производства искусственного графита в определенных объемах, для газификации и сжижения угля, битуминозных сланцев, для производства обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента, для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон, для производства силикатного кирпича);

  6. Осуществление на объекте определенных видов деятельности (аэропорты с длиной взлетно-посадочной полосы 2100 м и более, по застройке площадей залегания полезных ископаемых, по хранению и складированию нефти, по выращиванию и разведению крупного рогатого скота с проектной мощностью 400 мест и более, по хранению и (или) уничтожению химического оружия и т.д.).

Утверждение данных критериев позволит более точно разграничить объекты надзора, отнесенные к компетенции территориальных органов Росприроднадзора и соответствующим региональным органам субъектов.  

Капустина Елизавета, юрист Юридической компании LexProf