Новый закон о третейских судах

29.02.2015 был принят закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который вступит в силу 01.09.2016г. и призван заменить ныне действующий закон «О третейских судах в Российской Федерации».

Основной новацией данного закона, на которую нужно обратить внимание, является то, что теперь постоянно действующие третейские суды (арбитражные учреждения) создаются только при некоммерческих организациях и только при условии получения такой организацией специального разрешения, выдаваемого Правительством РФ. Исключением являются Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, деятельность которых не требует специального разрешения.

Отдельно подчеркивается, что создание постоянно действующих арбитражных учреждений федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, а также адвокатскими образованиями, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, нотариальными палатами и Федеральной нотариальной палатой не допускается. Иностранные арбитражные учреждения признаются постоянно действующими арбитражными учреждениями при условии получения ими права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения в соответствии с указанным законом.

Правила соответствующего арбитража подлежат обязательному опубликованию. Арбитражное учреждение может быть ликвидировано за грубые неоднократные нарушения.

Таким образом, новый закон значительно ограничил возможность организаций создавать «карманные», удобные им суды.

В арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Окончательное арбитражное решение не подлежит отмене. Если в арбитражном соглашении не предусмотрено, что арбитражное решение является окончательным, такое решение может быть отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации. Т.е. решение арбитража, образованного для разрешения конкретного спора, в любом случае не является окончательным.

Споры, связанные с созданием в Российской Федерации юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением.

Местом арбитража при рассмотрении корпоративных споров должна являться Российская Федерация.

Суд, в который подано исковое заявление по вопросу, являющемуся предметом арбитражного соглашения, должен при условии, что любая из сторон заявит об этом не позднее представления своего первого заявления по существу спора, оставить исковое заявление без рассмотрения.

Также законом устанавливается процедура получения соответствующего разрешения, условия его получения, общий порядок функционирования новых арбитражей, процедура избрания и отвода к арбитрам, требования к арбитрам, общие требования к правилам (регламентам) арбитражного учреждения и т.д.

Законом предусматривается переходный период – 1 год, в течение которого действующие третейские суды, намеренные сохранить свой статус, должны получить разрешение Правительства РФ.

Если третейское разбирательство начато до вступления нового закона в силу, то оно осуществляется по старым правилам, за исключением правил обжалования и приведения решения в силу.

В целом, новый закон намного более подробно регламентирует деятельность арбитражей (третейских судов).

Михаил Шкловский, Партнер, Юридическая компания LexProf