Спецвыпуск ИД КоммерсантЪ Сибирь, посвященный VII Восточному экономическому форуму, опубликовал интервью с управляющим партнером LexProf Татьяной Гончаровой

Татьяна ГончароваСмертельная доступность

Через два года после приобретения особняка в московской области покупатель получил иск о признании совершенной им сделки недействительной с требованием возврата купленной за $4,5 млн недвижимости в конкурсную массу разорившегося продавца. Финансовый управляющий должника настаивал на том, что цена продажи была значительно ниже рыночной, следовательно, сделка нарушает права кредиторов банкрота и должна быть отменена.

 

От фактического изъятия имущества в конкурсную массу покупателя спасло то, что нам удалось собрать документы, относящиеся к периоду совершения сделки и обосновывающие объективные причины снижения стоимости объекта. Недвижимость длительно экспонировалась на сайтах крупных агентств, которые, к счастью, сохранили архивы своих публикаций. Также важную роль сыграла дотошность покупателя, который в процессе торга старательно зафиксировал все недостатки приобретаемого особняка с сохранением фото- и видеоматериалов. Предусмотрительность покупателя, сделавшего оценку объекта, позволила в нотариальном порядке закрепить показания оценщика, осматривавшего объект до сделки купли-продажи и подтвердившего наличие изъянов, повлиявших на окончательную цену недвижимости. Если бы всех этих доказательств не нашлось, весьма вероятно, что покупателю пришлось бы передать недвижимость в конкурсную массу бывшего продавца и встать к нему же в очередь в реестр требований кредиторов за возвратом уплаченной ранее цены в сумме $4,5 млн. Учитывая, что размер всех требований кредиторов в десятки раз превышал эту сумму, можно предполагать, что продажа имущества на торгах не компенсировала бы покупателю и 10% цены, уплаченной ранее продавцу, ставшему банкротом.

Другой пример не такой оптимистичный: владелец лишился крупного производственного объекта, поскольку при его приобретении не была проверена история его создания. Суд, удовлетворивший требование конкурсного управляющего, учел его доводы о том, что в объект были вложены существенные инвестиции одной из компаний группы, которая впоследствии была признана банкротом.

Эти примеры — повод обратить внимание на действующую в вашей компании методику оценки рисков совершаемых менеджментом действий. Практика судов неутешительна: сейчас фактически стерлась грань между предпринимательским риском и недобросовестным поведением, которое влечет за собой разные виды ответственности руководителя компании, после перехода ее в стадию банкротства. Происходит переоценка всех действий исполнительного органа, собственников компании с глубиной в три года до подачи заявления о банкротстве. Готовы ли вы к такой ревизии? Ведь риск ухудшения финансового состояния бизнеса на три года вперед может реализоваться помимо вашей воли.

Да, сейчас не время лишних расходов. Учитывая сложно прогнозируемую экономическую ситуацию, мы видим, что бизнес сократил расходы на все, без чего можно обойтись. Понятно, что без закупки сырья остановится производство, но без услуг внешнего консультанта по юридическим вопросам, наверное, можно и обойтись. Потому что: а) есть внутренний юротдел, б) почти все ответы на любой вопрос можно найти в интернете. Даже если юристы раньше не занимались какими-то задачами, путеводители правовых систем или статьи с сайтов консультантов, выпавшие на сформулированный в интернет-пространство вопрос, подскажут варианты ответов.

Эта кажущаяся легкость в получении искомой информации по правовым запросам может привести к неправильной оценке сложности бизнес-задачи и пределов компетенции, которой обладают внутренние юристы. Губительную роль в усыплении бдительности и переоценке собственных сил играет в этом случае услужливая доступность правовой информации с готовыми ответами по схожей ситуации. Но в каждом конкретном случае есть множество особенностей, которые необходимо выявлять и фиксировать, добиваясь совокупности доказательств в пользу определенного довода.

Спецвыпуск ИД Коммерскант-СибирьПоэтому сейчас, как никогда, возрастает роль руководителя юридического департамента в определении тех вопросов, которые требуют дополнительного опыта и экспертизы. Если он не увидит потенциальные риски, лежащие за пределами компетенции возглавляемого им подразделения, в некоторых случаях это может оказаться смертельным для бизнеса. Поэтому при общей тенденции сокращения обращений к внешним консультантам не пропустите тех событий, по которым профессиональный опыт аутсорсинга может стать решающим в защите вашего бизнеса.

 

   Телеграм-канал LexProf