Как бизнесу пережить пандемию: взгляд юристов LexProf

Гочарова Т. Л., Смирнов С. А.Весна 2020 года принесла человечеству новое испытание в виде ситуации пандемии.

Большинство из нас, если не все, столкнулись с серьёзными трудностями, в том числе в связи с введением мер противодействия коронавирусной инфекции. О мерах поддержки бизнеса в период пандемии и о том, к чему нужно готовиться уже сегодня, мы говорим с партнерами Юридической компании LexProf, Татьяной Гончаровой, адвокатом, заслуженным юристом Новосибирской области, и Семёном Смирновым.

Какие меры законодательного регулирования в связи с пандемией вы бы отметили?

Татьяна Гончарова: Прежде всего, хочется отметить масштабность проводимой государством работы и ее оперативность, если не сказать поспешность. За неполные два месяца самыми разными ведомствами было принято и опубликовано несколько сотен нормативно-правовых актов и информационных писем (полный их перечень можно найти на официальном ресурсе Совета Федерации). В настоящее время можно выделить несколько направлений, регулированию которых было уделено особое внимание.В первую очередь это трудовые отношения, аренда недвижимости, налогообложение и кредитование. Об этих мерах говорят все, каждый о них что-то слышал, однако в этом и таится опасность — при принятии управленческих решений важно руководствоваться информацией не из СМИ и социальных сетей, а из первоисточников и государственных ресурсов. И ориентироваться в таком объёме, конечно же, сложно. Какие меры, на которые стоит обратить особое внимание, вы бы отметили? С.С.: Помимо указанных сфер я бы отметил также банкротство, корпоративные отношения, антимонопольное право, сферу госзакупок, долевое строительство. Отдельные меры коснулись и арендных отношений, однако принятые в этом направлении решения являются достаточно спорными. Да, Постановлением Правительства РФ введена обязательная отсрочка арендных платежей. Но она касается не всех отраслей, а лишь особо пострадавших. На сегодня это всего 15 групп ОКВЭДов из 99, включенных в Классификатор. Да и сами условия отсрочки навряд ли позволяют назвать принятые меры эффективными. В то же время, и без указанных нововведений действующее законодательство предоставляет арендаторам право не платить арендую плату, если использование помещений объективно невозможно, и это правило распространяется на все отрасли.

С какими проблемами сталкиваются ваши клиенты при получении мер поддержки?

Семен Смирнов: Большой проблемой для многих наших доверителей становится масштаб их бизнеса — получить поддержку не позволяет либо численность работников, либо объём оборотов в предыдущие отчетные периоды, который на сегодня значительно снизился. Стало очевидно, что в текущих условиях нужно поддерживать не только малый и средний бизнес, как он понимается государством сегодня. Необходимо либо менять критерии отнесения к малому и среднему бизнесу, либо не связывать возможность получения поддержки с размером бизнеса, ведь чем больше бизнес, тем значительнее негативные последствия его падения. Естественно, поддержка требуется значительно большему перечню отраслей, и то, что он расширяется, безусловно радует.

Татьяна Гончарова: Другая проблема — это естественное нежелание банков и некоторых арендодателей идти на уступки в тех случаях, когда право на поддержку есть. Возьмем, к примеру, широко известные беспроцентные кредиты на выплату зарплаты. Нам известны случаи, когда из 14 обратившихся за кредитом компаний ни одна его не получила. Причина отказа одна — эти компании не имели зарплатных проектов в соответствующих банках. С точки зрения защиты прав таких компаний ситуация осложняется отсутствием судебной практики по спорам, связанным с применением мер государственной поддержки в условиях пандемии. Но мы убеждены, что такие споры последуют, как только суды возобновят полноценную работу. Недобросовестные участники рынка должны это учитывать.

Какие изменения произошли в работе судов?

Татьяна Гончарова: Борьба с распространением вируса существенно сказалась и на деятельности судов. 18 марта были введены ограничения, которые на сегодня действуют до 30 апреля (я думаю, что и этот срок будет продлён). Рассмотрение всех гражданских дел, назначенных на указанный период, сейчас переносится на май и на июнь. Исключение составляет лишь крайне ограниченный перечень дел, рассмотрение которых проводится без судебных заседаний. Значит ли это, что сейчас у людей практически нет возможности обратиться в суд? Т.Г. Документы суды принимают, но только в электронном виде или по почте, прием граждан прекращен. В то же время, режим нерабочих дней никак не повлиял на течение процессуальных сроков — он не отодвигает ни сроки обжалования судебных актов, ни сроки исковой давности. Конечно, сохраняется возможность восстановления пропущенных сроков, но лишь при наличии исключительных причин, которые в текущей ситуации применимы скорее к гражданам, чем к бизнесу. Поэтому сейчас крайне важно принять все меры к соблюдению таких сроков, тем более что прием документов судами не приостановлен. Это означает, что нужно успеть подать не только жалобы по делам, возбужденным до приостановки работы судов, но и новые иски, по которым истекают сроки исковой давности. В любом случае стоить помнить, что пандемия не повод откладывать обращение в суд: чем раньше будет сдан иск, тем быстрее будет получен желаемый результат.

Как режим самоизоляции сказался на вашей компании?

Семен Смирнов: Мы рады отметить, что ограничение деятельности судов и режим самоизоляции не сказались на эффективности работы нашей команды. Благодаря применяемым в компании техническим решениям и технологиям нам удалось практически за один день перейти на режим удалённой работы. При этом мы поддерживаем постоянные коммуникации с доверителями и между собой, а защищённый канал обеспечивает бесперебойный доступ ко всем необходимым для работы документам. Мы продолжаем работу с судами через системы электронного документооборота, и оперативно получаем актуальную информацию о движении дел, в том числе по телефону.

Татьяна Гончарова: Несмотря на то, что судебные заседания сейчас не проводятся, у нас не стало меньше работы, мы продолжаем подготовку к перенесённым судебным заседаниям, ведём постоянную аналитическую работу по мерам поддержки бизнеса и вводимым ограничениям, информируем о них наших доверителей и консультируем их по наиболее острым вопросам. Это время мы расцениваем как дополнительную возможность проявить заботу о тех, кто доверил нам безопасность своего бизнеса.

Что ожидать бизнесу, когда пандемия пройдет?

Семен Смирнов: С учётом текущего режима работы судов мы прогнозируем значительный рост нагрузки на внутренние судебные департаменты после отмены действующих ограничений. Помимо повышения концентрации судебных заседаний, следует ожидать новой волны исков. К искам, связанным с нарушением договорных обязательств в период пандемии, добавятся иски собственников к менеджменту о привлечении к ответственности за решения, принятые в условиях кризиса, а также споры с государственными органами (налоговые споры, обжалование решений по административным делам). Готовиться к этим спорам нужно уже сегодня.

Чему сейчас нужно уделить особое внимание, чтобы выйти из кризиса с минимальными потерями?

Татьяна Гончарова: В первую очередь мы советуем уделить внимание анализу условий договоров и реструктуризации договорных отношений. Важно не только своевременное выявление рисков, связанных с форс-мажором, возможностью приостановки исполнения договоров, их расторжения, но и правильное оформление необходимых документов. В частности, отсутствие своевременного уведомления о форс-мажоре в будущем не позволит воспользоваться этим механизмом. Результаты переговоров о временных отсрочках и изменениях условий договоров в обязательном порядке должны быть зафиксированы в дополнительных соглашениях. Также следует обеспечить фиксацию переговорного процесса. Переписка может сыграть роль при оценке судом добросовестности поведения стороны при спорах об изменении и расторжении договоров, а также оценке разумности действий менеджмента. При принятии решений об изменении условий договоров необходима оценка рисков, которые могут возникнуть в случае потенциального банкротства контрагента, ведь при оспаривании сделок в наиболее тяжелом положении оказываются компании, согласовавшие с должником особые условия работы. Под ударом может оказаться и менеджмент. Каждое принятое в период кризиса неудачное управленческое решение впоследствии может стать основанием для предъявления иска о взыскании убытков.

Семен Смирнов: Также мы призываем уделить особое внимание соблюдению всех процедурных нюансов при получении мер государственной поддержки и расходовании бюджетных средств. Вполне разумно ожидать всплеска активности правоохранительных и надзорных органов в отношении компаний, которые получат поддержку в период пандемии. Задуматься стоит как о налоговых, так и об административных рисках. Акцент на снижении расходов любым путем без уделения должного внимания правовым последствиям является очень опасным путем преодоления текущего кризиса, который может завести в новый, еще более губительный его виток.